Preview

Известия Юго-Западного государственного университета

Расширенный поиск

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

https://doi.org/10.21869/2223-1560-2018-22-6-175-182

Полный текст:

Аннотация

Введение. Использование средств информационно-коммуникационных технологий позволяет преподавателю актуализировать содержание обучения. Успешность учебного процесса во многом определяется от ИКТ-компетентности и ИКТ-грамотности преподавателя. В качестве одного из элементов информационно-коммуникационных технологий может быть использован интеллектуальный анализ данных на основе искусственных нейронных сетей. Основное направление применения тестов заключается в измерении уровня знаний учащихся. Большой объем накопленных результатов тестирования при должной обработке способен предоставить преподавателю дополнительные (скрытые) данные. Использование искусственной нейронной сети для анализа результатов тестирования дает возможность расширить исследуемое тестами направление.

Методы. Теоретическая основа исследования базируется на комплексе научных положений отечественных и зарубежных ученых в области образования и искусственного интеллекта. Практические методы исследования основаны на эксперименте по созданию теста по информатике, тестировании студентов и накоплении полученных данных, а также их обработки смоделированной искусственной нейронной сетью.

Результаты. В статье рассмотрен процесс анализа полученных результатов тестирования средствами программы SPSS STATISTICA 20. Был осуществлен поиск скрытых закономерностей теста, проверена достоверность полученных результатов.

Обсуждение. Предложена возможность дальнейшего применения полученных результатов в управлении учебно-воспитательным процессом. Полученные результаты могут быть использованы для поиска и корректировки трудных или легких тестовых заданий, замены провальных тестовых заданий. У преподавателя появляется возможность перераспределить временной ресурс для изучения трудно усваиваемых тем, за счет легко усваиваемых. Предложена идея комплексного подхода по использованию искусственных нейронных сетей в образовании.

Об авторах

В. П. Добрица
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
Россия

д-р физ.-мат. наук, профессор,

305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94



Е. И. Горюшкин
Курский государственный медицинский университет
Россия

канд. пед. наук, доцент,

305041, Курск, ул. К. Маркса, 3



Список литературы

1. Горюшкин Е.И. Использование нейросетевых технологий в теории адаптивного тестирования по информатике в вузе: дис. ... канд.пед.наук. М., 2009. С. 174.

2. Горюшкин Е.И., Чистяков М.В. Роль информационно-коммуникационных технологий и ИКТ-компетентности преподавателя в процессе обучения медицинской информатике и информатике. Курск, 2016. Т. 2. С. 417-419.

3. Захарова И.Г., Плотоненко Ю.А., Тарасова О.В. Прогнозирование качества высшего образования на основе технологий машинного обучения // Информатизация непрерывного образования – 2018. М.: РУДН, 2018. Т.1. С. 60-64.

4. Модуль IBM SPSS Neural Networks. URL: http://www.predictive.ru/ software/ neural_networks.htm.

5. Нестерова И.А. Информационнокоммуникативные технологии // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. URL: http://odiplom.ru/lab/informacionnokommunikativnye-tehnologii.html (дата обращения: 03.09.2018)

6. Оразгалиева М.Д. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе. URL: https:// infourok.ru/informacionnokommunikativnietehnologii-v-obrazovatelnom-processe-545531.html (дата обращения: 03.09.2018)

7. Павлюк А.А. Система интеллектуального анализа данных для прогнозирования успешности учебной деятельности: дис. … канд.техн.наук. М.: РГБ, 2005. 116 с.

8. Урман А. Нейросеть вместо преподавателя, игра вместо зубрежки: как искусственный интеллект изменит образование. URL: https://knife.media/ai-education/ (дата обращения: 02.10.2018)

9. Усачев А.В. Нейросетевая мультилингвистическая система адаптивного обучения терминологической лексике: дис. … канд.техн.наук. М.: РГБ, 2005. 158 с.

10. Чубукова И.А. Data Mining. М.: НОУ «Интуит», 2016. 471 c.

11. Daniel J Levitin Q&A. Why the modern world is bad for your brain. URL: URL:https://www.theguardian.com/science/2015/jan/18/modern-world-bad-for-braindaniel-j-levitin-organized-mind-informationoverload (дата обращения: 04.10.2018)


Для цитирования:


Добрица В.П., Горюшкин Е.И. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. Известия Юго-Западного государственного университета. 2018;22(6):175-182. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2018-22-6-175-182

For citation:


Dobritsa V.P., Goryushkin E.I. QUALITY MANAGEMENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF TEST TASKS BY USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE. Proceedings of the Southwest State University. 2018;22(6):175-182. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1560-2018-22-6-175-182

Просмотров: 57


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1560 (Print)
ISSN 2686-6757 (Online)