ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
https://doi.org/10.21869/2223-1560-2018-22-6-72-80
Аннотация
В статье говорится о практике проектирования и строительстве современных общеобразовательных школ, а также о необходимости переосмысления материальной составляющей данного процесса, нового взгляда на принятие объемно-планировочных решений подобных учреждений, исходя из современных градостроительных и типологических требований к организации учебно-воспитательной работы, в том числе существующего уровня архитектурной и градостроительной науки. Целью исследования является анализ принципов и рекомендаций по архитектурному и планировочному формированию общеобразовательных школ, соответствующих специфике современного учебновоспитательного процесса. В ходе исследования изучаются вопросы формирования архитектурно-планировочных и функциональных решений школьных зданий на основе поиска новых подходов в проектировании. Проводится анализ современной системы образовательного процесса и его требований в разработке новой пространственной организации школьной среды. В дополнение к этому рассматривается существующая структура обучения в современных школах, которая в дальнейшем может повлиять на проектирование, изменить архитектурное качество и улучшить школьные здания. Объясняется, как пространство школы может внести образовательный смысл и каким оно должно для этого стать. Затрагивается проблема в реформировании современной российской школьной архитектуры, которая остановилась в своем развитии на советском этапе, к которому относят большинство школьных зданий типовой постройки. В результате были изучены тенденции в проектировании общеобразовательных пространств и выявлены основные проблемы, возникающие при разработке новых планов в школах и предложены методы их решений. Показана необходимость введения модульного принципа проектирования школ с кардинальным отличием от типовой застройки. Каждый конкретный проект может содержать индивидуальность как в визуальном восприятии, так и в компоновке модулей, функциональном значении и масштабе.
Об авторах
А. Л. ПоздняковРоссия
канд. техн. наук, доцент,
305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Е. В. Позднякова
Россия
доцент,
305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Ю. В. Скрипкина
Россия
канд. техн. наук, доцент,
305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Т. А. Ефанова
Россия
студент,
305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94
Список литературы
1. Славинский С.П. Система и типы зданий общеобразовательных школ в структуре большого города: дис. … канд. архитектуры. СПб., 2007.
2. Умная архитектура школьных зданий. Современные тенденции и перспективы // Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли «Строительный эксперт» от 13.09.2016. URL: https://ardexpert.ru/article/7311 (дата обращения 05.10.18).
3. Архитектура современных школьных зданий как актуальная проблема проектирования // Издательский дом Сорокиной. URL: http://www.ids55.ru/ais/ articles/ architect/3057--lr-.html (дата обращения 05.10.18)
4. Позднякова Е.В., Кобелев Н.С., Поздняков А.Л. Анализ некоторых методов проектирования и реконструкции зданий общеобразовательных школ // Известия Юго-Западного государственного университета. 2017. № 5(74). С. 62 – 69.
5. Школа жизни // Российский архитектурный web-портал Archi.ru от 13.05.18. URL: https://archi.ru/projects/ russia/ 10529/horoshevskaya-gimnaziya (дата обращения 05.10.18).
6. Лежак вместо парты: как выглядят новые школы Москвы // сайт РБК от 01.09.17. URL: https://realty.rbc.ru/news/59a91b009a79477b5b8d1393 (дата обращения 05. 10.18)
7. Через «не могу»: мешают ли российские нормы проектировать современные школы // Интернет-издание об архитектуре, градостроительстве и дизайне speech: archspeech. URL: https://archspeech.com/article/cherez-ne-mogumeshayut-li-rossiyskie-normy-proektirovatsovremennye-shkoly (дата обращения 05.10.18)
8. Как нам обустроить школу? // Образовательный портал Newtonew от 18.10.18 URL: https://newtonew.com/school/kakoy-dolzhna-byt-sovremennayashkola (дата обращения 21.10.18)
9. Какой должна быть современная школа? // Российский архитектурный web-портал Archi.ru от 13.05.18. URL: https://archi.ru/russia/62002/kak-namobustroit-shkolu (дата обращения 05.01.19)
10. Коптелов А.В., Зайцева Н.А., Шереметьева И.Ю. Особенности формирования образовательной среды естественно-научной направленности в общеобразовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 5. URL: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=2699 (дата обращения: 07.10.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Поздняков А.Л., Позднякова Е.В., Скрипкина Ю.В., Ефанова Т.А. ТЕНДЕНЦИИ И ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ. Известия Юго-Западного государственного университета. 2018;22(6):72-80. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2018-22-6-72-80
For citation:
Pozdnyakov A.L., Pozdnyakova E.V., Skripkina J.V., Efanova T.A. PRINCIPLES AND DESIGN TRENDS OF MODERN EDUCATIONAL SCHOOLS. Proceedings of the Southwest State University. 2018;22(6):72-80. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1560-2018-22-6-72-80