Preview

Известия Юго-Западного государственного университета

Расширенный поиск

Когнитивный подход к разработке расписаний занятий на основе модификации генетического алгоритма

https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-148-162

Аннотация

Цель исследования. Поиск возможностей и ограничений использования когнитивных технологий (КТ) для решения слабоформализованных (творческих) задач в различных областях. Оценка эффективности КТ применения по сравнению с традиционными методами. Анализ применения КТ на основе генетических алгоритмов для оптимизации процессов и решения сложных слабоформализованных задач на примере составления расписания школы.

Методы. Использование генетического алгоритма (ГА) для составления расписания путем комбинирования и вариаций данными, подобно эволюционному отбору в природе.

Результаты. В результате проведенного программного моделирования с использованием ГА получен вариант расписания для типичной средней городской школы, учитывающий все нормы "школьного" СанПиН и пожелания учителей, отличающийся простотой в использовании и гибкостью при добавлении новых ограничений, а также высокой скоростью работы на обычных офисных компьютерах.

Заключение. Актуальность использования генетических алгоритмов для составления расписаний заключается в быстром автоматическом поиске оптимального или приемлемого решения в большом пространстве возможных вариантов, с учетом установленных ограничений и приоритетов, а также в гибкости и адаптивности для различных типов задач.

Об авторах

Л. А. Лисицин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Лисицин Леонид Александрович, кандидат технических наук, доцент кафедры «Программная инженерия»,

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация



А. Л. Лисицин
Курский государственный университет
Россия

Лисицин Александр Леонидович, старший преподаватель кафедры информационной безопасности

ул. Радищева, д. 33, г. Курск 305000, Российская Федерация



А. Л. Лисицин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Лисицин Алексей Леонидович, аспирант кафедры «Программная инженерия»

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация



Список литературы

1. Староверова Н. А., Шустрова М. Л. Искусственный интеллект в профессиональной сфере. Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Ред.-издательский центр "Школа", 2022. 84 с.

2. Буйневич И.А., Криушина Ю.А., Халин Ю.А., Катыхин А.И., Криушин Е.А. Метод построения нечеткой когнитивной карты конкурентоспособности машиностроительного предприятия. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2023;13(3):146-163. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-3-146-163.

3. Основы нейрокибернетики, генетические алгоритмы. Тула: ТулГУ, 2014. 103 с. EDN XTAFDV.

4. Курейчик В. М., Гладков Л. А., Курейчик В. В. Эволюционное моделирование и генетические алгоритмы. Методы поиска оптимальных решений на основе инспирирированных природой систем. Saarbrücken: LAP LAMBERT, 2011. 260 с. EDN GZYNBJ.

5. Лисицин Л. А., Халин Ю. А., Лисицин А. Л. Системы поддержки принятия управленческих решений в условиях неполной информации // Известия ЮгоЗападного государственного университета. 2012. № 4-2 (43). С. 95-99.

6. Bioethics, Artificial Intelligence and Medical Diagnostics / A. G. Chuchalin, V. Yu. Mishlanov, Ya. V. Mishlanov [et al.]. Perm: Academician Ye.A. Vagner Perm State Medical University, 2019. EDN SYBNMU.

7. Сурова Н. Ю., Косов М. Е. Искусственный интеллект. М.: ООО "Издательство "Юнити-Дана", 2021. 408 с. EDN QZEMDW.

8. Остроух А. В. Введение в искусственный интеллект. Красноярск: Научноинновационный центр, 2020. 250 с. DOI 10.12731/978-5-907208-26-1. EDN KTJGZM.

9. Когнитивное моделирование информационного обеспечения игрового автоматизированного обучения / Ю.А. Халин, А.И. Катыхин, С.А. Зинкин, А.А. Шилин // Известия Юго-Западного государственного университета. 2022;26(4):117-131. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2022-26-4-117-131.

10. Танаев В.С., Шкурба В.В. Введение в теорию расписаний (Экономикоматематическая библиотека). М.: Наука, 1975. 256 с.

11. Могилев А. А. Обзор методов решения задач теории расписаний // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование: 2019. №4(37). URL: ivtio.ru/37.htm.

12. Биоэтика, искусственный интеллект и медицинская диагностика : Посвящается 150-летию открытия Периодического закона химических элементов / А. Г. Чучалин, В. А. Черешнев, В. Ю. Мишланов [и др.]. Пермь : Пермский гос. мед. университет имени академика Е.А. Вагнера, 2019. 208 с. EDN ZDMXHV.

13. Цифровая трансформация и искусственный интеллект в разработке биологически активных веществ и лекарственных форм / Л. В. Погребняк, Е. А. Кульгав, Е. В. Ковтун, А. В. Погребняк. М.: ООО «Издательство «Мир науки», 2022. 201 с. EDN LWVFJC.

14. Антонова В.М., Старцев Е.А., Юрин О.В. Использование DIALOGFLOW в расписании студентов // Методические вопросы преподавания инфокоммуникаций в высшей школе. 2021. Т. 10. № 4. С. 4-8.

15. Буланов Р.В., Долженко А.И. Микросервисная архитектура подсистемы "Расписание занятий ргэу (ринх)" // Информатизация в цифровой экономике. 2020. Т. 1. № 4. С. 141-152.

16. Гармаева Д.А., Казимиров А.С., Попова В.А. Создание информационной системы для представления расписания занятий высшего учебного учреждения // Молодежный вестник ИрГТУ. 2021. Т. 11. № 1. С. 21-28.

17. Голяков С.М., Шилова А.Ю., Шилов Ю.М. Применение теории расписаний для организации учебного процесса общеобразовательных учреждениях // Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции «Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее». Пенза. Изд-во: Наука и Просвещение, 2019. Ч. 1. С. 42-44.


Рецензия

Для цитирования:


Лисицин Л.А., Лисицин А.Л., Лисицин А.Л. Когнитивный подход к разработке расписаний занятий на основе модификации генетического алгоритма. Известия Юго-Западного государственного университета. 2024;28(1):148-162. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-148-162

For citation:


Lisitsin L.A., Lisitsin A.L., Lisitsin A.L. The Use of Artificial Intelligence In Applied Tasks of the Modern Information Society. Proceedings of the Southwest State University. 2024;28(1):148-162. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-148-162

Просмотров: 245


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1560 (Print)
ISSN 2686-6757 (Online)