Preview

Известия Юго-Западного государственного университета

Расширенный поиск

Ассоциативное поле как модель ментальной репрезентации: когнитивный, эмотивный и языковой аспекты

https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-88-99

Аннотация

Цель исследования. Моделирование ассоциативного поля с целью отражения характера предикации речевого действия, представленного соотношением стимул – реакция, а также выявления доминирующих ментальных опор.

Методы. Построение ассоциативного поля основано на данных свободного ассоциативного эксперимента, представленных в русском ассоциативном тезаурусе и словаре ассоциативных норм университета Южной Флориды. Моделирование ассоциативного поля предполагает распределение ассоциатов по характеру предикации для выделения понятийных реакций, ассоциатов-представлений, эмоционально-оценочных и операциональных реакций. Установленное соотношение типов ассоциатов позволяет выявить доминирование когнитивных, эмотивных или языковых опор при продуцировании речевого действия.

Результаты. На основе психолингвистического моделирования ассоциативных полей учитель и teacher установлены этнокультурные различия в характере предикации речевых действий: среди американских испытуемых преобладают реакции-представления, среди русских – операциональные ассоциаты. Русские испытуемые опираются в большей мере на языковые ориентиры, а американцы – на когнитивные ориентиры. Эмотивные ориентиры занимают промежуточное место, при этом в составе АП учитель эмоционально-оценочных реакций на 12 % больше, чем в составе АП teacher. Близость психологического значения слов teacher и student обусловлена пересекающимися ассоциатами school, professor, class и book. В русском ассоциативном словаре ассоциативные поля учитель и студент не имеют пересекающихся ассоциатов, что подчёркивает отсутствие для них общих смыслов.

Заключение. Проведённое исследование позволило обосновать эффективность и перспективы психолингвистической модели ментальной репрезентации. Определено, что предложенная модель выявляет характер предикации в соотношении стимул – реакция, а также превалирующие ориентиры внутреннего лексикона и признаки, на основе которых осуществляется психологическая предикация.

Об авторе

Н. И. Степыкин
Национальный исследовательский университет "МЭИ"
Россия

Степыкин Николай Иванович, доктор филологических наук

ул. Красноказарменная, д. 14, стр. 1, г. Москва 111250, Российская Федерация



Список литературы

1. Лаенко Л. В. Категория ментальной репрезентации: результаты теоретического и методологического поиска // Вестник ВГУ. Сер. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2007. № 1. С. 5–12.

2. Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. Ann Arbor, 1985. 340 p.

3. Клацки Р. Память человека. М.: Мир, 1978. 319 с.

4. Дисмор A. Ментальные пространства с функциональной точки зрения // Язык и интеллект / под ред. В. И. Герасимова и В. П. Нерознака. М.: Прогресс, 1996. С. 385 – 411.

5. Норман Д. Память и научение. М.: Мир, 1985. 320 с.

6. Barsalou L.W. Frames, concepts, and conceptual fields / Frames, fields, and contrasts. Hillsdale, 1992. P. 21 – 74.

7. Fauconnier G. Mental spaces: aspects of meaning construction in natural language. Cambridge, 1994. 190 p.

8. Fauconnier G. Blending as a central process in grammar // Conceptual structure, discourse and language / A. Goldberg (ed.). Stanford: CSLI, 1996. Pp. 183 – 203.

9. Lakkoff G. Women, fire and dangerous things. What categories reveal about the mind. Chicago: The University of Chicago Press, 1987.

10. Dual coding perspective on encoding processes / J. M. Clark, A. A. Paivio, McDanial M., Pressley M. (Eds.) // Imagery and related Mnemonic Process. Theories, Individual Differences, and Applications. 1987. Pp. 5 – 33.

11. Eysenck M. W., Kean M. T. Cognitive psychology. Hove, Hillsdale: Lawrence Earlbaum Associates, 1997. 542 p.

12. Gati. I., Tversky A. Similarity, seperability, and the triangle inaquality // Ps. Rev. 1982. Vol. 89. Pp. 123 – 154.

13. Караулов Ю. Н., Тарасов Е. Ф. Семантический гештальт ассоциативного поля и образы сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование: тезисы докл. XIII Междунар. симп. по психолингвистике и теории коммуникации. М., 2000. С. 107–109.

14. Миронова Н. И. Ассоциативный эксперимент: методы анализа данных и анализ на основе универсальной схемы // Вопросы психолингвистики. 2014. № 2 (14). С. 108–119.

15. Миронова Н. И. Когнитивный подход к содержательному анализу реакций ассоциативного поля: схема // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 20. С. 69 – 79.

16. Степыкин Н.И. Сопоставительный анализ ассоциативных полей вежливость и քաղաքավարություն // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2022;12(1):104-112. 17. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.

17. Пищальникова В. А., Степыкин Н. И. Речевое действие как реализация психологического значения (на материале ассоциативного поля гражданин) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2023. Вып. 9 (877). С. 41-48. https://doi.org/10.52070/2542-2197_2023_9_877_41

18. Пищальникова В.А. Интерпретация ассоциативных данных как проблема методологии психолингвистики // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2019. Т.23. № 3. С.749–761. https://doi.org/10.22363/2312-9182-2018-23-3-749-761

19. Залевская А. А. Функциональная основа разграничения парадигматических и синтагматических связей при анализе материалов ассоциативных экспериментов // Структурно-семантические исследования русского языка. Воронеж: Изд-во Воронеж ун-та, 1994. С. 5 – 13.

20. Залевская А. А. Значение слова и возможности его описания // Языковое сознание: формирование и функционирование: сборник статей / отв. ред. Н.В. Уфимцева. М.: Институт языкознания РАН, 1998. С. 35 – 54.

21. Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. [и др.]. Русский ассоциативный тезаурус. URL: http://tesaurus.ru/dict/ (дата обращения 25.12.2023).

22. Nelson D. L., McEvoy C. L., Schreiber T. A. The University of South Florida Word Association, Rhyme, and Word Fragment Norms. URL: http://w3.usf.edu/FreeAssociation (accessed 25.12.2023).

23. Степыкин Н. И., Миронова Д. М. Проект мультилингвального ассоциативного тезауруса вежливости. Курск, 2020. 205 с.


Рецензия

Для цитирования:


Степыкин Н.И. Ассоциативное поле как модель ментальной репрезентации: когнитивный, эмотивный и языковой аспекты. Известия Юго-Западного государственного университета. 2024;28(1):88-99. https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-88-99

For citation:


Stepykin N.I. Associative Field as a Model of Mental Representation: Cognitive, Emotive and Linguistic Aspects. Proceedings of the Southwest State University. 2024;28(1):88-99. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1560-2024-28-1-88-99

Просмотров: 358


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1560 (Print)
ISSN 2686-6757 (Online)